В этом году в Аконлахти праздник Петрунпяйва прошёл под девизом «Баня всё наладит». Краевед Валентина Пацукевич поделилась, какое место в жизни карелов занимала баня. Обо всём этом она увлекательно рассказывает на экологических маршрутах «Тропа коробейников» и «Рунопевческие поселения озера Каменного».
Старая карельская баня
Баня в жизни карела всегда занимала важное место. Все ответственные моменты были связаны с нею. Баню уважали, почитали и даже боялись. Она была священным местом, где обитали духи – покровители рода. Всегда старались соблюдать все правила поведения в бане. Учили и следили за их выполнением старики. Приходя в баню, произносили приветствие, с ней здоровались и просили разрешения помыться. Баню благодарили: уходя, говорили «спасибо».
К выбору места для строительства бани тоже были особые требования. Особо ответственно относились к сооружению каменки. Со знанием дела, тщательно подбирали камни. Не клали хрупкий зернистый камень, его называли «гнилым» – рапакиви. Не годились камни с разноцветьем – вярикиви. Только знаток мог выбрать для каменки «правильные», нужные камни. «Малый недосмотр, один не тот камень всё испортит, нет парного духа в бане», – говорили карелы.
У карелов долго не было чугунных котлов для нагрева воды, всё было деревянное – кадушки, ушата, ведра. Поэтому чтобы согреть воду, в неё опускали горячий камень.
Банные запреты
Запреты раньше знали все и правила строго соблюдали. Нельзя было делать следующее:
- топить баню в воскресенье и в праздники;
- мыться поздно вечером;
- стирать в бане;
- баловаться, ругаться и злословить;
- ходить в баню с мыслями о болезни или с другими «плохими» думами;
- пить банную воду;
- ходить в баню с крестиком на шее, его следовало оставлять в предбаннике.
Хозяин бани – дух «баенник»
Считалось, что за соблюдением всех банных запретов следит дух-«баенник», который не любит беспорядка, злословия и шума. При несоблюдении правил он мог наказать – наслать болезнь, запарить до смерти, протащить за волосы сквозь щели в полу. Его боялись и уважали. Когда приходили в баню, покашливанием сообщали духу о своём приходе и просили разрешения помыться, уходя – благодарили за баню и говорили: «Люди из бани, духи в баню». Баенника представляли в образе злого старика в одежде из банных листьев, который разговаривает на одном языке с людьми и всё понимает.
Старая карельская баня
Баня в жизни карела всегда занимала важное место. Все ответственные моменты были связаны с нею. Баню уважали, почитали и даже боялись. Она была священным местом, где обитали духи – покровители рода. Всегда старались соблюдать все правила поведения в бане. Учили и следили за их выполнением старики. Приходя в баню, произносили приветствие, с ней здоровались и просили разрешения помыться. Баню благодарили: уходя, говорили «спасибо».
К выбору места для строительства бани тоже были особые требования. Особо ответственно относились к сооружению каменки. Со знанием дела, тщательно подбирали камни. Не клали хрупкий зернистый камень, его называли «гнилым» – рапакиви. Не годились камни с разноцветьем – вярикиви. Только знаток мог выбрать для каменки «правильные», нужные камни. «Малый недосмотр, один не тот камень всё испортит, нет парного духа в бане», – говорили карелы.
У карелов долго не было чугунных котлов для нагрева воды, всё было деревянное – кадушки, ушата, ведра. Поэтому чтобы согреть воду, в неё опускали горячий камень.
Банные запреты
Запреты раньше знали все и правила строго соблюдали. Нельзя было делать следующее:
- топить баню в воскресенье и в праздники;
- мыться поздно вечером;
- стирать в бане;
- баловаться, ругаться и злословить;
- ходить в баню с мыслями о болезни или с другими «плохими» думами;
- пить банную воду;
- ходить в баню с крестиком на шее, его следовало оставлять в предбаннике.
Хозяин бани – дух «баенник»
Считалось, что за соблюдением всех банных запретов следит дух-«баенник», который не любит беспорядка, злословия и шума. При несоблюдении правил он мог наказать – наслать болезнь, запарить до смерти, протащить за волосы сквозь щели в полу. Его боялись и уважали. Когда приходили в баню, покашливанием сообщали духу о своём приходе и просили разрешения помыться, уходя – благодарили за баню и говорили: «Люди из бани, духи в баню». Баенника представляли в образе злого старика в одежде из банных листьев, который разговаривает на одном языке с людьми и всё понимает.